Задать вопрос


Ваше ФИО

Номер телефона

Адрес электронной почты

Ваш регион

Ваш вопрос

Спасибо! Ваш вопрос успешно отправлен

Часто задаваемые вопросы о медиации

Медиация - процедура урегулирования спора между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон.

Медиация применяется по спорам (конфликтам), возникающим из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

 

- Какие дела больше рассматриваются в порядке медиации – гражданские или уголовные?

- Гражданские, они составляют львиную долю. К примеру, из рассмотренных в прошлом году 22 тысяч дел, именно по гражданским заключено 19 693 соглашения. Думается, наступит время, когда судебная медиация для граждан станет неудобной, и они за разрешением споров будут обращаться в арбитраж, к медиаторам. Право выбора медиатора и вида медиации всегда принадлежит сторонам.

 

- В чем перспектива медиации?

- В первую очередь во внедрении обязательного досудебного урегулирования по некоторым категориям споров по примеру отдельных зарубежных стран. А чтобы узнать, какие именно категории споров наиболее медиабельны и насколько население заинтересовано в их внесудебном урегулировании.

Верховный суд с февраля этого года запустил новый пилотный проект.

Проект, включает споры, связанные с правами и интересами детей, с правами на труд, на наследство, на жилище, на возмещение вреда при заливе квартиры, с семейными, договорными, страховыми и другими правами. Эти вопросы, как правило, подразумевают долгие отношения, и сохранение мира между сторонами крайне важно для самих участников спора - родственников, соседей, работодателя и работника, банка и заемщика, страхователя и страховщика и так далее, поэтому эти категории дел и вошли в проект.

 

- Не противоречит ли пилотный проект закону о медиации?

- Ни в коем случае, этот вопрос тоже тщательно продуман. Во-первых, тут работает принцип добровольности, стороны письменно подтверждают свою готовность участвовать в пилотном проекте. Во-вторых, они вправе заключить соглашение о проведении медиации с медиаторами, или обратиться в суд с ходатайством о проведении медиации судьей.

 

-Вообще медиация - это дело добровольное или обязательное?

- Как и во всех переговорных процессах, в медиации необходима добровольность сторон. Противники внедрения обязательной досудебной медиации по отдельным категориям споров апеллируют именно к принципу добровольности. Но в других странах, например, в США в ряде штатов медиация по одним делам является обязательной по другим - добровольной.

 

- Где обычно проходит медиация – в суде или за пределами суда?

- И в суде, и вне суда. Как, например, говорит статистика, на начало мая 2017 года в судах Казахстана в порядке медиации рассмотрены 8220 гражданских дел, из которых по 5821 делу медиация проведена судьей, а по 2373 - с участием медиаторов. Хочу обратить внимание, что все эти дела находились непосредственно в суде. Но медиация проводится и вне суда.

По данным Ассамблеи народа Казахстана, на стадии досудебного разбирательства по состоянию на май 2017 года разрешен 3781 спор, из них профессиональными медиаторами – 2773, общественными медиаторами АНК - 1008.

Но медиабельными оказались и другие споры, которые не являются предметом нашего пилотного проекта. Это, в частности, споры о праве собственности на имущество, договорные споры между предпринимателями, между физическими лицами по поставкам, аренде, купле-продаже, перевозкам, споры о защите прав потребителей, в сфере интеллектуальной собственности, корпоративные споры…

В исследованиях по стратегическим тенденциям, затрагивающим практику медиации, некоторые авторы указывают, что «добровольные, конфиденциальные и нейтральные компоненты медиации принимают различные формы в зависимости от истории, традиций и ресурсов того или иного региона». Но «от смешения разных подходов, которые будучи интегрированными в иных условиях, начинают свою жизнь и становятся признанными и уникальными уже для решения той или иной задачи в новом контексте». Полагаем, такая ситуация характерна и для Казахстана.

 

- Необходима ли специализация медиаторов на качестве оказываемых для граждан услуг?

- Специализация необходима и об этом свидетельствует подписание меморандума Национальной палатой здравоохранения с АНК. Мы убеждены, что надо создавать центры семейной, страховой, банковской медиации, центры по разрешению корпоративных споров. Высокое качество оказываемых медиаторами услуг увеличит востребованность этой профессии.

 

- Однако адвокаты, юристы против медиации…

- Но так происходит во всем мире. Исследователь Дон Питерс, цитирую, отмечает, «адвокаты зачастую или вообще не упоминают медиацию как из доступных вариантов, или не представляют полного анализа достоинств и недостатков медиации в сравнении с судебным процессом.

Многим юристам достаточно один или два раза поработать с высокопрофессиональным медиатором, чтобы осознать, что они не знали или не понимали всего необходимого для адекватного сравнительного анализа и прогнозирования перспектив медиации или судебной тяжбы.

Медиация помогает юристам лучше понимать слабые стороны собственных позиций и перспективы соперников, а это позволяет им оказывать своим клиентам более качественную помощь в принятии решения по итогам сравнения потенциального выигрыша или убытка, сравнивая возможные итоги медиации с пересмотренными, более корректными прогнозами исхода судебного разбирательства

Надеюсь, со временем наши юристы поймут важность медиации для граждан.

 

- А услуги медиаторов для населения платные или бесплатные?

- Платные, но необходима социализация услуг медиатора, чтобы законодательно был решен вопрос об оказании ими бесплатной гарантированной помощи определенным категориям граждан, а также на публичном позиционировании медиатора как специалиста отдельной профессии. Для этого необходимо включить в классификатор профессий профессию медиатора, разработать квалификационные требования и так далее.